понедельник, 6 марта 2017 г.

Читалка

 "Сёстры Вачовски" на пару с Буковски¹ представляет ежемесячный книжный обзор!

Предупреждение! Будьте осторожны. Ни в коем случае не скачивайте книг слишком много! Один такой активист-робин гуд хотел сделать доступными массам тайные знания научной библиотеки и поплатился за это жизнью!

 Речь идёт о бедолаге Аароне Шварце². Что был вундеркиндом и подавал большие надежды. Будучи четырнадцатилетним, он рассказывал взрослым дядькам-маститым компьютерщикам, как чего-то там лучше сделать, за что впечатлённые дядьки взяли умного не по годам пацана к себе  работать. Парень слыл очень добрым малым, борцом за добро и справедливость и нёс возмездие... нет, не во имя луны)), а во имя гражданских прав и свобод. Это то его и погубило. В одиннадцатом году против него возбудили уголовное дело за "скачивание миллионов документов из онлайн-библиотеки с предполагаемой целью размещения их в свободном доступе". Ему грозили тридцать лет тюрьмы и гигантский штраф. Спустя полгода, Арошка не выдержал давления и повесился на своём ремне...

 Так что, я вас предупреждала, если что.


Рут Озеки. Моя рыба будет жить

Привет!  Меня зовут Нао, и  я - временное существо.

 Почему-то эта книга запала мне в душу, когда я её в книжном увидела летом прошлого года. То ли красивая обложка с необычным шрифтом, то ли её приятная на ощупь бархатистая гладкость, то ли аннотация тому виной, в любом случае, творение канадской японки (или японской канадки скорее...) никак не выходило из головы. Так и вынашивала идею покупки шесть месяцев, а она плавала в голове, как та рыба, и время от времени всплывала, ненавязчиво напоминая о себе. Наконец, книга оказалась у меня как раз в самое время - тогда, когда я стояла на перепутье, проводя переоценку ценностей и решая как быть дальше. Не скажу, что она всё во мне перевернула или сакральные подсказала ответы, просто помогла, так сказать, не завалиться на бок и продолжить выбранный мною путь. Подставила своё картонное плечо, что называется.
 Неспешное повествование о героях, что также искали свой путь (это как в песне "Пройди свой путь" из рок-оперы "Эльфийская рукопись" группы "Эпидемия": Пройди свой путь! Он ведь один и с него не свернуть, пусть не знаешь зачем, и не знаешь куда ты идёшь. Пройди свой путь! Ты не сумеешь назад всё вернуть, и не знаешь пока, что в конце тупика ты найдёшь! Очень смешно и круто они там поют:) помогало искать свой дзен и ловить нирвану. Озеки мастерски переплетает время и судьбы героев. В тексте сосуществуют два мира: крохотный островок в Канаде с вечными штормами, обрывающимися проводами и отсутствием интернета на пару со светом по несколько дней и японский мегаполис, из которого мы время от времени выбираемся в богом забытую деревушку к старой буддистской монахине. Собственно, она и есть связующее звено между мирами - Дзико.
 Японка Рут, прогуливаясь по берегу океана, нашла пакет с содержимым, которое поможет ей в тупиковый момент временного существования, то есть жизни. Содержимое поможет ей... или она ему, сказать трудно. Точнее ей - Наоко, чей дневник и был найден в пакете, облепленным морскими тварями, что выбросил на берег океан. Не буду спойлерить, скажу лишь, что книга читается на одном дыхании и, хоть и содержит многочисленные сцены жестокости, а также размышления о самоубийстве (Япония, что с неё взять:), совершенно не угнетает - Рут Озеки так тонко подходит к вопросу, так по-женски добро обходится с героями, что травмы не возникает, наполняя сердце лишь умиротворением, а голову правильными мыслями.
 P.S. В конце эту голову, наполненную мечтами о чёрной круглой подушке для дзадзена, можно и сломать, пытаясь продраться через тернии квантовой механики, метафизики, теории множественности миров, которыми автор сполна наводнила концовку "Рыбы".

Потому что мне очень хочется когда-нибудь  с тобой встретиться. Ты тоже - временное существо моего типа.


Сара Уинман. Когда бог был кроликом

Главное, что нам надо найти, — это смысл в жизни <...> Если нет смысла, зачем всё остальное? Только он даст нам силы с достоинством переносить страдания и продолжать жить. Его надо понимать не головой, но сердцем. Мы должны сознавать цель наших страданий.

 И снова книга с оригинальным шрифтом заголовка. Не помню, чтобы "Бог" особо меня впечатлил, хоть произведение и содержит занимательные мысли, которые составляют основу и моего нехитрого бытия, постоянно ёрзая в башке, что твой дегу Диего в меховом гамачке. Интересно, но не более того. Тут и канонический переезд с насиженного места (прям, как у Озеки) и последующим разрывом дружеских привязанностей, и крепкая нерушимая братско-сестринская связь, и гибель того брата, что ходит под голубым светом луны;) во время теракта 9/11 (и снова сюжет перекликается с книгой выше), и педофилия, и убийство в целях самообороны с последующим несправедливым заключением под стражу - в общем, полный набор жестокостей, описанных изящной женской рукой снова столь легко и непринуждённо, что не вызывает сострадания, как если бы все события были не более чем обыденностью, а не чем-то из ряда вон выходящим. Возможно, это только моё восприятие, знаю девушку, которая писалась, простите, кипятком от писанины Уинман и почитала роман за произведение искусства.

Лично я не знаю ни одной причины, по которой кролик не мог бы быть Богом.

 Читаешь порой женскую литературу и недоумеваешь: боже, какая же сложная и жестокая у женщин жизнь, не хотела бы я родиться женщиной!.. а потом вспоминаешь - блин, уже:) Видимо, неотъемлемое свойство наших сестёр по планете - ощущение некоей неприглядной правды жизни, вселенской юдоли скорби, что познаётся без исключения каждой, которую, впрочем, сложно не ощутить, если в детстве ты подверглась насилию, о чём впоследствии и повествуешь, пытаясь хоть как-то заполнить глубокую рану в душе...  
 Общий посыл книги можно, наверное, обрисовать как тоску по безвозвратно ушедшему безмятежному детству и постепенное загрустневание по мере взросления от осознания несовершенства мира, у которого вместо сладкого нектара на поверку в жилах течёт смрадный яд, да и у, казавшегося счастливым, детства постепенно проступает уродливая изнанка, которую героиня, в силу возраста, не могла осознать ранее.
 Как и в "Рыбе", тут не последнюю роль играет женская дружба, давняя привязанность, которая является оплотом хоть какой-то стабильности, якорем в бушующем океане смятения. Роман не так печален и безнадёжен, как я тут описываю. У Сары нашлось место и серебристому лучику надежды:)

Верю ли я в старичка с бородой, который сидит на облаке и судит нас, смертных, сверяясь со списком из десяти пунктов? Нет, милая Элли, конечно нет! Если бы верил, то с моей сомнительной биографией мне, наверное, пришлось бы несладко. Верю ли я в чудо бытия, в необъяснимую тайну жизни? В то, что в мире существует нечто большее, чем мы, и это придаёт ему смысл, даёт нам силы к чему-то стремиться и смирение, для того чтобы начинать всё сначала? Да, в это я верю. В этом кроется источник красоты, искусства, любви и добра. Это для меня и есть Бог. Это для меня и есть жизнь. Это то, во что я верю.


Дэниел Киз. Таинственная история Билли Миллигана

Вы не поверите, но мы вынуждены предъявить ему иск за порчу казённого имущества. Он разбил унитаз в камере и осколком перерезал себе вены.

 Самая слабая книга в списке. Это, с позволения сказать, произведение доводило меня до исступления во время чтения! Непонятно - это документальный роман (в правдивость которого я не поверила ни на секунду) или этакий художественный вымысел, основанный на мытарствах невменяемого бедолаги, призванный обеспечить автору безбедное существование. Я склоняюсь к последнему варианту. Уверена, никаким расщеплением личности этот детина не страдал, просто был умственно отсталым или ещё что, пытался своими россказнями привлечь внимание, искал славы. 
 Может, и была у него не вылеченная детская травма, если и правда было то, что он описывал: ушёл в себя во время насильственных актов и избиений, что вытворял с детём "любящий" папаша и не смог вернуться. Искала в интернете его картины (Уильяма, не его отца) и нашла немногочисленное жуткое кривое уродство, тогда как Киз уверяет нас в безудержной плодовитости подопечного, а плоды те все как на подбор и хоть щас в Лувр, ну, или в МОММА. В ютьюбе есть одна-единственная запись на несколько секунд с неким жалким кривлянием нашего Билльчонка, которое выглядит ужасно недостоверно и походит, скорее, на неумелую игру вполне себе нормального человека, нежели на диссоциативное расстройство личности. 
 Книга просто выбешивала несостыковками и неправдоподобностью. Миллиган говорит, что мечтал стать актёром, вот и лицедействовал помаленьку, да и в тюряге за грабежи и домогательства сидеть, поди, не хотелось. Обыкновенный социопат, не признающий норм и правил. Жуткий проныра, что постоянно выцыганивает себе какие-нибудь привилегии, умеючи втирается в доверие. Всё то у него соткано, будто бы, из газетных статей и теленовостей, а не идёт из головы. Но, что самое странное, не смотря на свою безудержную неприязнь этим персонажем и автором, спешно фиксирующим многочисленные переводы Миллигана из больницы в больницу, я прониклась этим героем и переживала, когда Билла заклёвывали газетчики и что-то там ещё с ним плохо обходились. От того, правда, книга лучше не стала и по-прежнему вызывает неприязнь и желание выкинуть её в окошко, ну или заняться резьбой по книге:)
P.S. С шестнадцатого числа в прокат выходит триллер Найта Шьямалана "Сплит" с симпатягой МакЭвоем в главной роли, где у чувака тоже голова кругом идёт от засилья в ней разнохарактерных сущностей. Даже страшно, как бы Джеймс не выглядел там идиотом, а ходить в платье и впадать в крайности ему не в первой - эти свои способности актёр продемонстрировал сполна в грязно-реалистичной драме"Грязь".

Теперь я должен остановиться. Я сдаюсь. Мне всё равно. Можно Вас попросить исполнить мою последнюю просьбу? Позвоните маме и Кэти и скажите им, чтобы они больше сюда не приходили. Я больше не хочу никого видеть. Но я люблю их и прошу прощения. Вы самый лучший адвокат, каких я знаю, и я всегда буду помнить, что Вы были добры ко мне. Прощайте, Билли.

__________________
1. Предлагаю 9 марта вспомнить непревзойдённого Чарльза Буковски, что почил в бозе ровно в этот день 23 года назад. Крайне харизматичный персонаж. Посему, предлагаю вашему вниманию стишок представителя "грязного реализма" под названием "Смерть идиота" (точнее маленький отрывочек оттуда):
однажды мальчик умер. в 17 лет он всё ещё был мальчиком.
смерть в маленьком квартале замечают быстро,
а потом забывают через 3 или 4 дня.

но смерть этого мальчика, похоже, осталась с нами.
мы продолжали говорить о ней
своими ломающимися голосами
в шесть вечера, перед наступлением темноты,
прямо перед ужином.

и когда бы я не проезжал через этот район теперь,
много лет спустя,
я всё ещё думаю о его смерти,
забыв обо всех других смертях
и обо всём, что было тогда.
 2. Кому интересно, про Аарона был снят, местами утомительный, но в целом увлекательный, документальный фильм "Интернет-мальчик: История Аарона Шварца".

15 комментариев:

  1. Лана, весьма необычное для меня чтиво, кроме Киза)А ко мне твоя весточка прилетела, спасибо! Запала мне в душу твой чертополох в арт-деко стиле))) и вот порадовал. А тебя придется немного расстроить, к тебе не от меня летит - это не прямой обмен, так что в качестве комплимента жди, вышью тебе именную))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, о, классно! Ещё раз с праздником! Рада, что понравился цветочек:) Да? Ну, ничего страшного, с нетерпением буду ждать:)
      Дальше будет ещё необычнее;>

      Удалить
  2. читала "Когда бог был кроликом" и совсем не впечатлилась книгой.. Хотя название ,какое-то очень притягивающее

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага, и название, и потрясающая обложка умело скрыли посредственное содержимое.

      Удалить
  3. вот жеж! Сара Уинман И Таинственная история Билли давно лежат в отложенных. А теперь и не знаю покупать или нет...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сару стоит покупать за необычный синий обрез и поэтичное описание детства в старом доме в лесу, в котором родители стали сдавать комнаты и не хотели рубить деревья, даже не смотря на холод и сырость... поначалу) Ещё там есть голубой братик и розовая тётя - очень харизматичные и яркие личности, к которым привязываешься)
      А Миллиган научит мастерскИ вскрывать замки, втираться в доверие и ловко манипулировать людьми. Стоит почитать, чтобы узнать изнанку человека с психическими отклонениями. Поначалу Кизовская манера будет резать восприятие наигранностью персонажей и сходством со сценарием, потом, повествование сглаживается, да и какая книга сейчас не похожа на сценарий?)

      Удалить
    2. Цветы для Элджернона-одна из сильнейших книг, на мой взгляд. Поэтому элементарно боюсь разочарования о Миллигана;)

      Удалить
    3. а вообще ро психические отклонения я не люблю. Совсем;)

      Удалить
    4. А я люблю иногда покопаться в психологии и психике (в т.ч. не здоровой) и причинах тех или иных поступков людей)
      "Цветы" тоже очень взбудоражил и привязал к несчастному Чарли Гордону. Ум принёс ему только горе, хнык.

      Удалить
  4. Роман Киза основан полностью на реальных событиях, можно почитать об этом бедолаге в интернете. И случай этот давно доказан, о чём также полно научных статей в соотв.журналах, правда, по-английски. От этого, как мне кажется, история становится гораздо более жуткой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, я знаю, что на реальных, но всё можно вывернуть так и этак, а реальность сочинить. Читала о Билле, я ж говорю, искала инфу о нём, видео, картины, потому что бедолага в том числе и заинтересовал.
      А чо я не чо, просто высказала, как чувствовала во время ознакомления с документальным романом, там же и положительные моменты в рецензии есть. Ну вот не поверила я в то, что Миллигана поразил именно этот недуг, извини:)

      Удалить
    2. А кто их там разберёт, эти психические недуги :)

      Удалить
    3. Это точно, тем более мне всё больше кажется, что здоровых людей в принципе не бывает)

      Удалить
  5. Лана, спасибо за интереснейший обзор!) Хочу отметить, что ты очень много читаешь - у меня получается читать по одной книге в год)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, рада быть полезной! Впереди, надеюсь, ещё много разных книг - решила свою страсть к чтению вот так выразить (поговорить о романах, что может быть лучше:)
      Это у меня очередной читательский период, тоже, бывает, месяцами ничего не читаю, а то "проглатываю" одну за другой)

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...