четверг, 6 сентября 2018 г.

Отведать новых книжек не хотите ли?

нам за тридцать 
и нас уже мучит духовный голод 
у нас сводит духовный желудок 
и сосёт под духовной ложечкой 
страшно хочется покушать книг 

с получки 
с гонорара 
или с нетрудовых доходов 
мы осатанело спешим в места массовой продажи книг 
в книжном магазине можно купить целую стопку 
выбрав по своему вкусу 
а потом устроиться поудобнее 
и одну за другой жадно всё съесть

Валерий Нугатов. КУШАЕМ КНИГИ


Вуди Аллен. ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ

Может быть, люди должны время от времени поперхиваться едой? Может быть, это часть некоего непостижимого космического замысла? Не излишнее ли это самомнение — считать, что благодаря научным исследованиям мы сможем контролировать всё на свете? Человек заглатывает слишком большой кусок бифштекса и давится. Что может быть естественней? Какое ещё нужно доказательство утончённой гармонии Вселенной? Нам никогда не будут ведомы все ответы.

Весьма забавные абсурдистские заметки от парня с неустойчивой психикой и склонностью к извращениям в интимном плане, от которых, впрочем, быстро устаёшь. Рассказы весьма пространные, хоть и коротенькие, в них так много отсылок, изящной словесноти и сюжетных ходов, что сразу теряется нить сюжета. Аллен и вправду жутко озабоченный - что ни рассказ, то жажда близости или описание прелестей очередной красотки: «Мне самому тоже принадлежит немало любопытных идей (правда, все они касаются шведских стюардесс, чёрных чулочков и наручников)». Может статься, режиссёр с подмоченной репутацией просто честно пишет о том, что у всех сидит на подкорке, не знаю... Однако странно озвучивать фантазии к «глазастенькой старшекласснице» или писать такой вот перл: «Между прочим, позднее в беседе с двумя студентками Нудельман выдвинул тот же самый аргумент в пользу теории свободной любви. Однако студентки не купились, а младшая, которой было шестнадцать, пожаловалась в деканат», когда тебя обвиняют в педофилии, если только это не ирония... Хотя как-то это не очень смешно: «Как ещё объяснить, что через два месяца меня арестовали за растление креветки?» Кстати, в одном рассказе есть герой, который женится на матери своей бывшей подруги, а в жизни у юмориста тоже всё запутано - Аллен женат на приёмной дочери своей жены... Ох уж эти семейные узы... 

     Аллен Стюарт Конигсберг невероятно эрудирован, рядом с ним чувствую себя непроходимо тупой и ничего не смыслящей ни в чём: «Это была некая экзистенциальная тошнота, вызванная острым ощущением абсолютной непостижимости жизни». Хорошая такая доля самоиронии, немного скепсиса, толика меланхолии, много-много своеобразного еврейского юмора, сколько-то отсылок к вероисповеданию автора, точнее его отсутствию, регулярные упоминания египетской и тибетской Книг мёртвых (последнюю - Бардо Тхёдол - я пыталась, было, в юности читать, да не пошло - сплошное дукха*) - вот секрет увлекательного повествовательного коктейля Аллена, который в равной мере способен и увлечь, и усыпить. С такими забавными зарисовками грешно снимать такие занудные фильмы! Мне больше остальных пришёлся по душе сказ про поперхивания под названием «Огромный шаг для всего человечества». Было смешно, даже несмотря на боль в глазах и усталость после приготовления чизкейка с чёрных смородиной. Однако отдельные забавные места, скорее, выделялись на общем, характерном для Аллена, занудном пейзаже, нежели радовали на протяжении всей истории про неаккуратное потребление пищи. Сбивают с толку постоянные упоминания психических болезней, клиник, да и само название говорит о фармакологии или специфических методах лечения душевных недугов. (Также автора явно будоражит нацизм, ЛСД и уже упомянутая еда.) Аллена надо читать, дабы пополнять вокабуляр, расширять сознание и стараться хоть немного интеллектуально вырасти.

* санскр. दुःख, duḥkha - страдание


Брет Истон Эллис. ЛУННЫЙ ПАРК

Миссис Деннис, дети чаще всего испытывают стресс не оттого, что их не позвали на день рождения, и не оттого, что к ним задирается какой-то драчун, а потому, наверно, что их родители сами находятся в состоянии стресса.

«Я ненавидел своего отца» - исповедь отчаявшегося сына

Никогда, никогда ни о чём не жалейте... Как известно, родителей не выбирают. Брет Истон Эллис кровточит воспоминаниями. Брет Истон Эллис - главный герой своего же хоррор-романа. Романа выстраданного, в строчках которого сквозит обида и раскаяние, и всепоглощающее чувство вины вкупе с  самобичеванием (самокопание, решительно  сплошное самокопание)... злости уже не осталось. Сыновние чувства, перерастающие в боль отцовства, история, что повторяется вновь и вновь: недопонимание, обрыв всех связей - нелюбовь. Путешествующая по комнате мебель и темнеющий ковёр, превращающийся в тот, что устилал гостиную в доме детства, выступают аллегорией идеи о том, что нужно идти на встречу друг другу, уметь договариваться, не бояться говорить и слушать - отваживаться любить. Здесь, как я уже сказала, очень много боли, невысказанных обид и сожалений, но есть и надежда. Что можно ещё всё исправить, починить разрушенные по глупости связи - простить. Душераздирающая концовка, где снимки из прошлого, картинки былого счастья, воспоминания детства, заставляет поскорее закрыть роман и утвердится в мысли о том, что он плох, потому как признавать обратное больно, потому что проще воспринять в штыки и забыть, чтобы не бередить собственные раны. «Мне так проще» - повторяет Брет Истон Эллис, герой романа Брета Истона Эллиса, уходя в мир фантазий, представляя всё происходящее сном; как часто нам хочется забыть, не думать о прошлом, которое нас преследует, не даёт покоя - терзает. Брет практикует наркотическое забытьё и эскапизм, алкогольный дурман и поверхностное восприятие бытия. Постепенно с болью научаешься жить, она притупляется и, хоть и саднит, но уже не ранит так сильно, дыра внутри худо-бедно закрыта делами, которые хоть и не приносят особой радости, зато разноображивают ход жизни, которая сродни ноябрю с его мрачным праздником и низким серым небом, с всполохами ярких листьев на пронизывающем ветру...

Я вообще считаю, что отец – это совсем не обязательно. – Глаза опять наполнились влагой. – Без отцов дети вырастают даже лучше.

     Основное действие книги укладывается в полторы недели, предваряемые пространным вступлением на пятьдесят страниц в духе «он запутался в своей сексуальности и хотел героина и гей-жизни» ©️. Полторы недели страха, панических атак, подозрений, раздражения и недовольства. Собой, окружающими, близкими... Не полных пятьсот страниц романа, который лишь об одном - прощении. Наш хрупкий ранимый парень, разуверившийся в своё время в жизни, храбро пытался порвать с неприятными воспоминаниями и ладно себе жить дальше. Но подавляемый страх перед нерадивым отцом был настолько силён, что услужливая память принялась стирать всё подчистую и вот незадачливый герой уже плавает в вакууме сиюминутных ощущений, подвешенный между размытым вчера и призрачным завтра. Это история про преодоление, про гнев, про борьбу с самим собой и обстоятельствами (бороться с которыми, как известно, нет никакого смысла), про долгий заковыристый путь от ненависти через апатию и напускное безразличие к прощению и принятию. Писатель, «открывая всё то, чем бы хотелось поделиться со всем миром», будто бы пытается освободиться от непосильного груза вины перед родителем (решительно не понимаю за что, ведь тот был, судя по всему, последним отморозком), где роман выступает в роли посредника, являя собой медитацию - путешествие внутрь себя с целью духовного очищения (иначе зачем это мазохистское предприятие по наковыриванию глубоких травм своих предпринято). Он будто бы попытался влезть в голову своего недоброго папы и взглянуть его глазами на ситуацию, на себя. Короче - малый повзрослел, - это Виктор Вард*, обременённый семейными заботами, обретший помимо жены и детей ещё и, невесть откуда взявшееся, расщепление личности. Однако Брет не был бы Бретом, если бы не разбавил удручающую остроту чувств своих фирменным юморком с долей самокритичности, да что там, в романе нашлось место - не поверите - волшебству! Зловещий дом 307 (здесь впору включить пугающий саундтрек - ссылка) по Эльсинор-лейн словно бы самодостаточный персонаж книги - так выпукло он прописан. Впору давать книжке подназвание «Эллис в стране чудес»:)) Не покидало ощущение, что роман написан в некоторой прострации, в чём я позже убедилась: Брет делал правку текста, будучи в глубоком горе - незадолго до писатель похоронил близкого человека, своего парня.
  P.S. В романе мелькает знакомая улица, которая есть и в книге Кинга «Кто нашёл, берёт себе» - Сикомор-стрит. У Эллиса мы видим: «На углу Форт и Сикамор я заметил, что тротуар пробило здоровое эвкалиптовое дерево», тогда как Стив пишет: «Его распирало желание бросить книгу в канаву, едва выйдя из автобуса на углу Сикомор и Элм-стрит». Забавно:)
  P.P.S. С нетерпением жду готовящуюся экранизацию! (Хотя Дель Торо в главной роли несколько охлаждает пыл.)

* Виктор Вард - герой выдающегося романа Эллиса «Гламорама».


Аркадий и Борис Стругацкие. ОТЕЛЬ «У ПОГИБШЕГО АЛЬПИНИСТА»

В обморок бы сейчас брякнуться, подумал я с тоской. И пусть делают что хотят…

Любовь с первых строк! Респект братьям Стругацким от «Сестёр Вачовски»!) Сколько себя помню, с большим недоверием относилась к творчеству братьев. Стругацкие - фамилия эта являла собою квинтэссенцию всего того, что я старательно избегала в литературе: большая популярность (не люблю идти в ногу со всеми, не признаю авторитетов) вкупе со сказочными сюжетами, изобилующими странными идиотскими именами не позволяли двинуть стопы в направлении полок с их нашумевшими творениями. Ну не люблю я фантастику! Точнее всегда думала, что она мне чужда. Отчего так получилось, не знаю; у каждой из нас складывается некое мировосприятие, сформировавшееся из личного опыта, толкований реальности нашими родителями, привитых нам же, и прочих неясных штук. Вот и мои стихийные предпочтения сложились в картинку, где любому изображению, отдалённо намекающему на фантастику, места мало того, что не находилось, но ещё и ревностно охранялось от посягательств. Но и радикализм порой уступает позиции - вздумалось мне расширить свой кругозор. Дабы выйти из системы не пойми по каким причинам сложившихся установок, пришлось менять мировоззрение, даже не так: я захотела попытаться понять... Все мы горазды огульно осуждать, но что там, по ту сторону твоей, такой правой (воздушные кавычки), точки зрения? Я задумалась и пошла в наступление. На самое себя, на свои принципы и убеждения. Первый поход не задался, во второй раз попалась повесть Аркадия и Бориса Стругацких, дальше вы знаете - глубокая симпатия с первых строк:)) 
     Литература высокого класса видна невооружённым глазом (в каком бы жанре она не была написана). Мастерское обращение со словом ли, виртуозное построение фраз или та лёгкость, с которой авторы маневрируют в сюжетных ходах - не знаю, но что-то в книжке сразу выдаёт класс. Когда принялась вчитываться-узнавать-знакомиться, в голове крутились лишь восхищённые эпитеты - я жадно впитывала совершенно особую атмосферу, царящую в тексте. Это моё первое произведение любимых отныне братьев, но я не буду в связи с этим виниться в собственном невежестве, а лучше порадуюсь за себя, которой предстоит сделать ещё столько открытий! Можно тысячу раз услышать, что то-то и то-то шедевр или такие-то всеми любимы, но собственные открытия всегда ценнее и радостнее любых советов. 

Олаф - дурак, он умер. Мы - умные, мы не умрём.

     Однако же тут не всё так просто. Гениев читать - это вам не чипсы под гайзер жувать, тут основательность нужна, подход! Потому мой организм не мог впитывать «Отель» непрерывно, главы поступали в мозг дозировано, как и положено гурманским блюдам. Вкушая богатый вокабуляр - Бориса ли, Аркадия?.. - я попутно успевала смеяться и недоумевать, потому как происходящее на страницах представляет собой абсурдистскую мешанину из своеобразных героев и не укладывающихся в голове событий, приправленную здоровой порцией оптимизма, какого-то даже жизнелюбия и шутканства. Дело оказалось вовсе не в смельчаке, чьи попытки покорить очередную высоту оказались тщетными; перед нами предстают картинки, сродни тем, что выписывал ещё один юмористический дуэт Ильфа и Петрова, где авторы на радость читателю и себе в первую очередь (отрадно видеть, как легко даётся текст, с какой здоровой долей легкомыслия родственники выписывают фортеля событийных ходов, уже будто бы теряющего нить сюжета) несутся во весь опор на волне красочных фантазий своих, невзирая на каноны и читательские круглые глаза:) Хулиганистая история оказалась совсем не тем, чем казалась. Я ожидала большей таинственности, нагнетания атмосферы, насупленных бровей и трагических судеб, сродни тем, что постигли несчастных,  навечно вмёрзших в могучее, испещрённое бороздами, тело Эвереста, а под мрачноватой обложкой с неоновыми вывесками скрывалась незаурядная смелость вылить на бумагу гремучую смесь из жанров... которая была бы не столь удивительна, возможно, кабы на обложке было размещено полное название братского литературного эксперимента: «Дело об убийстве, или Отель „У Погибшего Альпиниста“ (ещё одна отходная детективному жанру)». Хоть писатели посчитали, что этот их эксперимент не вполне удался, я получила море удовольствия (АБС, не переживайте) от детективной истории со множеством неизвестных в духе классических романов Кристи - «Тоже мне, Эркюль Пуаро…» - и булгаковскоми вертухаями ближе к финалу, за что говорю спасибо и откланиваюсь с замечанием, что больше остальных персонажей мне предсказуемо понравился сенбернар Лель, который был рассудительнее многих людей:))
     Напоследок поведаю историю, навеянную книгой, но никак к ней не относящуюся: мой названый дед, отправившись, было, по весне в тундру на своём «Буране», вернулся спустя четверо суток домой пешком, с отмороженными пятками и пальцами ног, которые ему впоследствии благополучно отрезали. Конец истории.   
      
  P.S. Парочка из Дю Барнстокра «в чёрном фраке с фалдами до пят» и строптивого чада во мраке неизменных чёрных очков напомнила тоже весьма интересный дуэт Себастьяна и Сиэля из аниме «Тёмный дворецкий»
  P.P.S. Сдаётся мне, «ужасный, рыдающий» хохот Симона Симонэ, «в котором чудились сырые подземелья, невыводимые кровавые пятна и звон ржавых цепей на прикованных скелетах», был сродни пемповскому - ссылка
  P.P.P.S. «<...> влил в рот незнакомцу стакан горячего портвейна, растёр ему лицо шерстяной рукавицей», - обмороженные участки тела шерстью же ведь растирать низзя! 


* Позже братья подтвердили мои удручающие подозрения в отношении фантастики,  что это полный бред и второсортная литература своим неказистым текстом под названием «Пикник на обочине».

16 комментариев:

  1. у нас дома тоже фантастика была не в чести. Зато потом, во взрослой жизни, оторвалась:))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я вот не хотела так резко высказываться о жанре, но просто это настолько не моё, что не удержалась:)) Отдельные произведения (не авторы) бывают, что цепляют, но всё равно я крайне скептически отношусь к литературе развлекательного толка (если только это не Вуди Аллен;). У нас дома по большому счёту вообще ничего не было в чести, редко когда родаков можно было застать за книгой (а было ли такое вообще), так что с влиянием их вкусов, если и они какие-то были я, получается, погорячилась:))

      Удалить
  2. Ты гений в оформлении рассказа о прочитанном! Я рассматривала картинки, потому что книжки ты уж больно страшные выбираешь ;-))).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да ладно, что может быть страшнее творений Сесилии Ахерн или, ещё лучше, Джоджо Мойес?!?)) Я их, правда, не читала, но полагаю, что там сплошные розовые сопли.
      Впредь подумываю изрядно укоротить свои рассказы; я и сейчас уже кое-то что убрала, но всё равно много писанины конечно. Надо лаконично, одной строкой: книжка понравилась, и на том успокоиться.

      Удалить
    2. Одной строкой надо, Лана, вывод, а, как ты говоришь писанина, она полезная для тебя - как способ выразить свои мысли-чувства, для нас - способ проникнуть в атмосферу книги.

      Фото-постановки бомбовские!

      Удалить
  3. Стругацких люблю. В подростковом возрасте перечитала всю библиографию. Они тогда еще были в самиздате. Из любимых "Трудно быть богом", "Малыш", "Парень из преисподней". "Отель у погибшего альпиниста" недавно слушала аудио книгу. Обновила впечатления, насладилась историей и языком.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У братьев невероятный лексикон, сейчас их читала и думала ну как так можно вообще?! Гении одним словом, жалко, что писали про какие-то "булавки" космические, взяв за основу воровские реалии тогдашней непростой советской жизни, когда окружающее настолько опостылело, что захотелось поместить героев в некую забугорную действительность, причём настолько у них хорошо получается считывать вот это всё американское/европейское, что складывается ощущение, что братья только и делали что путешествовали.

      Удалить
  4. Стругацкие в горах - просто улет.) Это я про фотку.)
    Именно эту книгу Стругацких не читала, но вообще к их творчеству отношусь весьма ровно. Почему-то не вызывают они во мне бурю эмоций, но пишут и правда красиво.)
    Две другие книги уж больно чудны для меня. К прочтению чужой боли, облеченной в слова, я отношусь отрицательно, меня бы точно угнетала бы подобная книга.
    Хотела тебе что-то на счет фантастики возразить,а потом поняла, что сама-то фантастику в последнее время не читаю практически. Не то что бы я этот жанр разлюбила, скорее выросла.) Хотя, порой очень даже приятно погрузиться в мир чародейства и волшебства.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Решила, что великолепные братские наработки достойны наилучшего фотографического запечатлевания, вот и соорудила им сосули и горы, натёрла "снег" из штуки упаковочной и повесила солнышко на ниточке))
      Я сейчас читаю воспоминания Бориса про то, как они писали то или иное произведение, так мне совершенно не хватило той информации, которую БН выложил про любимого "Альпиниста"!(( Вчера смотрела "Сталкера" по "Пикнику"... не думаю, что братьям понравилось то, что в итоге снял Тарковский ценой своего здоровья и здоровья всей съёмочной группы.
      А я в этой боли вижу себя, мне это очень созвучно ("Лунный парк"), потому резонанса у меня такие книги не вызывают. А вот егнетает меня невероятно про насилие, когда всякие Наташи Кампуши, точнее их истории лежат в основе и прочее подобное, я вообще не понимаю как можно такое читать.
      Каждый, точнее каждая через себя всё пропускает, душа к чему-то лежит или нет, это же моё субъективное мнение, я и классиков не особо, так что мне доказывать бесполезно, в любом случае я так и буду считать как считаю:) Вот поучаствовала я в игре, где надо было прочесть семь книг в жанре фантастики, прочла, было даже интересно что-то, но в общем и целом я только укрепилась в своём мнении, хех.

      Удалить
    2. У меня также совсем не лежит душа ко всяким мистическим, хоррорным и прочим вампирским штучкам.)))

      Удалить
  5. Интересно. Я в детстве думала, что люблю Стругацких, когда мало их читала. Как было не любить? Это была первая моя фантастика. Как сейчас помню трилогию "Волны гасят ветер" - отличную книгу, по которой сняли невнятное кино, отбившее охоту у многих прочитать оригинал.
    Позже я познакомилась с другими произведениями этих авторов, которые несколько охладили мой пыл. "Отель", кстати, не читала, надо попробовать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Отель" просто невероятный! Тарковский тоже "Пикник" своим "Сталкером" оригинал попортил...

      Удалить
  6. Лана, у Стругацких читала что-то совсем детское, в студенческие годы. Сейчас на фантастику не тянет:) просто покажу тебе одну фоточку из старого поста https://lyubava1.blogspot.com/2012/08/blog-post_18.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень красивое граффити! Братья невероятно умные парни (пока глупые тётки озабочены бигудями и как наштукатурить лицо - внешним видом то есть, дядьки учатся и шпарят по книге в год, как наши братики вот; жаль, что общество не заинтересовано в женском образовании, но не сейчас не о том), мне особенно понравилась такая их цитата: "Если во имя идеала человеку приходится делать подлости, то цена этому идеалу — дерьмо".

      Удалить
  7. Этот лось раньше не был белым? :))
    У меня самой сложные отношения с фантастикой и еще сложнее - с фэнтази. Тем не менее, я считаю, что основная функция книг - досуговая, развлекательная. Даже когда нонфикшн )) У тебя всегда интересно читать о книгах, хотя у нас тут 100% несовпадение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хмм, ну изначально он однозначно был под натурального раскрашен, потом, возможно, позеленел, не помню точно, а теперь вот белый))
      А что фэнтези и фантастика различаются? Я мониторила этот вопрос как-то раз, но успела позабыть уже в чём там заруба)) Стопроцентное несовпадение звучит сурово и как приговор, мне немного не по себе, хехе. А я ни с кем в блоге по книгам не совпадаю.
      Придерживаюсь диаметрально противоположной точки зрения, я как-то по жизни не привыкла развлекаться, так что и книги в моём мировоззрении призваны грузить)))

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...